Наверное, я не открою большого секрета, если скажу, что небольшие по размеру динамики, которыми оборудуют аудиосистемы в автомобиле, не обеспечивают хорошее воспроизведение "басов" (низких частот). Один из возможных способов решения этой проблемы также хорошо известен - дополнить стереосистему сабвуфером (общим для правого и левого стереоканалов усилителем со своим динамиком, который воспроизводит низкочастотные составляющие звукового диапазона до 200-250 Гц). Вот только стоит такой акустический агрегат с дополнительным усилителем едва ли не дороже всей стереосистемы вместе взятой. Поэтому я с хорошим другом и решили сами взяться за его изготовление. Для сборки сабвуфера я приобрел 15-дюймовый низкочастотный динамик нашего отечественного производства Ivolga Drive 15F, два электронных набора для радиолюбителей - "активный блок обработки сигнала для сабвуферного канала" и "мощный двухканальный усилитель низкой частоты", 5 м специального кабеля (ROCAR HIENDPCOFC SPEAKER CABLE) для подключения акустической системы, клеммы, разъемы, штекеры, корпус сделали своими руками.
Но сначала пришлось заняться изготовлением корпуса акустической системы типа "закрытый ящик" с фазоинвертором. Помог интернет.
По этой схеме сконструировали корпус. Полезный объем корпуса V, диаметр d, длину l трубы фазоинвертора и другие параметры рассчитал на компьютере с помощью программы JBL SpeakerShop. Все эти расчеты программа выполняет исходя из характеристик используемого динамика (полной добротности Qts, резонансной частоты Fs, эквивалентного объема Vas и т.д.). Материал корпуса сделан из ДСП. Круглое донышко выпилены с помощью лобзика. Все саморезы закручены с помощью шуруповёрта. Проще всего в домашних условиях сделать корпус для сабвуфера в виде обычной прямоугольной коробки, у которого динамик встроен в специально вырезанное отверстие. Готовый корпус с внешней стороны обшили ковролином (наклеили и закрепили скобами). В заключение закрепил на задней панели вставку с клеммами для подключения, подпаял провода и установил на место динамик. Со сборкой усилителя никаких проблем не возникло. В набор вложены довольно подробные и понятные инструкции, по которым все можно собрать и подключить легко и просто. И, наконец, усилитель я специально вынес в отдельный корпус, хотя рациональнее было бы поместить ее в корпусе акустического агрегата, выгородив для этого специальный отсек. Но мне очень хотелось самому "покрутить" все эти ручки и настроить сабвуфер непосредственно в салоне автомобиля при прослушивании реальной "музыки" . Поэтому собранный усилитель я разместил чуть ниже "бардачка" в специально созданный мною отсек а на его лицевую панель дополнительно установил отдельный выключатель питания. Звучит стереосистема с самодельным сабвуфером ничуть не хуже, чем с фирменным, а стоит в несколько раз дешевле. Но главное в том, что мне удалось это сделать своими руками.
Технические характеристики сабвуфера: (взято с книжки устройства)
Диаметр звуковой катушки 50 мм
Максимальная мощность 1200 Вт (1кВт 200 Вт)
Диапазон частот 20-500 Гц
Чувствительность 91,3 +/-2дБ
Импеданс 4 Ом
Резонансная частота 22,3 Гц
Номинальная эффективность 0,6 %
Эквивалентный акустический объем 96 л
Полная добротность 0,41
Установочная глубина 175 мм
Магнит 91416 г
Рекомендованный объем (вентилируемый) 65-105 л
Объем у нашего корпуса составляет примерно 87 литров. На большее место в багажнике не хватило.